Газета "Экран и сцена", №2 (907), 2009 год.

Момент тишины. С середины января до начала февраля в помещении Российской государственной библиотеки по искусству проходит персональная выставка фотографов Елены Сальтевской и Евгения Люлюкина «Монолог режиссера». В небольшом пространстве выставочного зала, в спокойном и тихом пространстве библиотеки, под стеклом расположились черно-белые снимки. Нужно подняться на второй этаж, пройти по длинному коридору мимо студентов, листающих карточки в длинных ящиках, спросить дорогу у хранительниц этой тишины, чтобы, наконец, войти в экспозицию. Закрыть за собой дверь и потом долго ходить от одного снимка к другому, ясно осознавая, что попал в то самое место, где возможны открытия.

Театральные фотографы любят снимать репетиции: динамические, полные драматизма объяснения режиссера с актерами, когда режиссер предстает уязвимым, «раскрытым», швыряющим стул или в припадке паники закрывающим лицо руками. Все фотографии, представленные на выставке Сальтевской и Люлюкиным, тоже сделаны во время репетиций, а их главные и почти всегда единственные герои – театральные постановщики. Но здесь вы не найдете запечатленными энергичные взмахи рук или проявления открытого темперамента. Практически на каждом снимке режиссер один, в одиночестве, сам с собой. Его напряженный внутренний монолог – это, скорее, диалог с собой. С той силой, что поработила и не отпускает. Со своим замыслом, с собственными сомнениями, мотивами. На каждой фотографии есть этот момент внезапно наступившей тишины, доля секунды абсолютного одиночества. Через мгновение взгляд режиссера потеплеет, мир вокруг оживет и – совершится открытие. И будет – спектакль.
Дарья Коробова.

 

Журнал "Страстной бульвар, 10", №7 (117), 2009 год.

Зимние фотовыставки Москвы

Счет в пользу секунд. «…Более взвешенной, тщательно выверенной и единой смысловой нагрузкой отличалась фотовыставка Елены Сальтевской и Евгения Люлюкина «Монолог режиссера» в Российской государственной библиотека по искусству, где были представлены репетиционные моменты режиссеров в Малом театре (Владимир Бейлис – «Бедный, бедный Генрих», Виталий Иванов - «Касатка», Адольф Шапиро – «Дети солнца»). Рядом проходили репетиции «Доходного места» и «В чужом пиру похмелье», у Александра Коршунова в Московском театре «Сфера» и спектакля «Моя старшая сестра» Михаила Левитина в Московском театре «Эрмитаж». Чуть далее что-то объясняли своим подопечным И.Неупокоев и В.Древицкий. Казалось бы, пиетет к представителям режиссерского цеха, который продемонстрировали фотографы, решившие показать скрытое от зрительского взора, гарантирует успех. Но, увы, работы представленные на выставке, не передают своеобразие разных моментов репетиционного процесса. Экспонируются похожие режиссерские портреты с небольшими вариациями, но нет того самого монолога, рассказа. Перед нами лишь череда снятого и выбранного по теме фото, «рабочий» бытовой фотопортет, а не глубоко продуманный цикл.
Деятельность в области театральной фотографии художники начали в театре «Сфера» (2005). Старт в несколько лет оказался весьма удачен – об этом весьма красноречиво говорят многие снимки на выставке, так и на персональном сайте Е. Люлюкина (http://www.wingwave.ru). Просто следует выделять ту малую часть работ, по которым виден весь творческий потенциал».
Ирина Решетникова.